#культур_но

ВВЕДЕНИЕ В ЯПОНСКУЮ КСИЛОГРАФИЮ. ИСКУССТВО УКИЁ-Э

Наверняка каждый видел гравюру «Большая волна в Канагаве» Кацусика Хокусая. Она украшает футболки, чехлы мобильных телефонов, стены городских зданий. Но на просьбу назвать другие произведения искусства японской ксилографии Укиё-э у обладателей «волны» наступает лёгкое замешательство. Чтобы избежать неловкого молчания, мы совершим небольшое путешествие в историю гравюры страны восходящего солнца.

Кацусика Хокусай «Большая волна в Канагаве», Изображение: sitekid.ru

Начнём с процесса изготовления гравюры. В нём участвовало как минимум три человека, а иногда – и целая команда. Художник с помощью туши наносил контуры изображения на тонкую, почти прозрачную, бумагу. После этого делал несколько копий наброска и на каждой из них выделял цветовые области. Далее к работе приступал резчик. Он приклеивал бумагу на вишнёвые, грушевые или самшитовые дощечки и вырезал незакрашенные белые области. Потом мастера обсуждали цветовую гамму гравюры, и печатник, используя изготовленные деревянные штампы, наносил рисунок на рисовую бумагу. Таким образом, с помощью одного набора печатных дощечек можно было сделать целую серию копий одного рисунка. Поэтому цена гравюры была небольшой: на те же деньги можно было купить чашку лапши. Искусство Укиё-э было доступно многим японцам, в то время как живопись оставалась привилегий высших слоёв общества.

В Укиё-э, как и в любом другом направлении искусства, есть несколько жанров. Первым появилось течение Бидзин-га, или изображения красавиц: гейш, куртизанок и работниц чайных домов. Такие гравюры несли не столько эстетическую ценность, сколько практическую: картинки служили рекламой изображённых на них женщин.

Китагава Утамаро «Девушка, дующая в свисток», Изображение: artchive.ru

Практически одновременно с Бидзин-га появилось направление Якуся-э. Оно представляет собой изображение актёров театра с ярко выраженными эмоциями: гневом, радостью, печалью. Ещё одной особенностью героев таких гравюр была маленькая фиолетовая шапочка, подчёркивающая высоко выбритый лоб.

Тосюсай Сараку «Сегава Томисабуро ас Ярыги, жена Огиши Курандо», Изображение: wikiart.org

Особенной популярностью среди европейцев пользовался жанр Сюнга, или эротические гравюры. Для жителей Запада, воспитанных по строгим католическим канонам, было непривычно видеть откровенные сюжеты. Хотя чаще всего на гравюрах Сюнга герои были одеты в кимано.

Хисикава Моронобу «Объятия влюблённых», Изображение: artchive.ru

Не менее известными были Катё-га – изображения птиц и растений, Муся-э – картинки самураев и Фукэй-га – пейзажные гравюры, которые выходили целыми сериями. Например, «Сто видов Фудзи» Кацусика Хокусая.

Кацусика Хокусай из серии «Сто видов Фудзи», Изображение: art.liim.ru

В 19 веке Укиё-э стало настолько популярно на Западе, что многие художники-импрессионисты, такие как Мане и Ван Гог, с удовольствием приобретали японские гравюры и вдохновлялись ими. Ван Гог даже перерисовал два любимых изображения: «Цветущий сливовый сад в Камейдо» и «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ» Утагава Хиросигэ.

Утагава Хиросигэ «Цветущий сливовый сад в Камейдо», «Внезапный ливень над мостом Охаси в Атакэ», Изображения: artchive.ru

Автор: Ульяна Сироткина

Оцените статью

Нравится
2
Супер
1
Ух Ты!
1
Сочувствую
0
Возмутительно
0

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также интересно

#культур_но

ТАЙНЫ ВРУБЕЛЯ

Михаил Александрович Врубель – художник, который работал почти во всех жанрах изобразительного искусства. В 1880-90е ...