#культур_но

АЛХИМИЯ И ИСКУССТВО

Мы знаем Брейгеля Старшего как творца эпохи Возрождения, а Рембрандта и Адриана ван Остаде как представителей Золотого века Нидерландов. Однако эти художники писали не только богато одетых вельмож и насыщенные европейские пейзажи, но и любопытные эксперименты загадочной науки Средневековья – алхимии. Изучение веществ, философии и чёрной магии нашли отражение в полотнах мастеров, которые, как и современники, интересовались таинственной наукой.

Питер Брейгель Старший «Алхимик», 1560-е, изображение: smallbay.ru

На гравюре Брейгеля изображён процесс проведения экспериментов в доме алхимика. В помещении царит полный хаос: пустые колбы валяются на полу, из кастрюль валит пар, кухонная утварь разбросана по лавкам, а дети на заднем фоне пробираются в кладовку. Четыре алхимика пытаются превратить медь в золото: герой слева смешивает ингредиенты, двое по центру с интересом наблюдают за химической реакцией, а мужчина справа ищет разгадку тайны в книге. Услуги алхимиков пользуются спросом: в окне, расположенном в верхнем правом углу, мы видим двух крестьян с детьми, которых встречает один из «магов». Возможно, гравюра имеет поучительный характер: в таком беспорядке вряд ли получится превратить железо в драгоценный металл.

Адриан ван Остаде «Алхимик», 1661, изображение: gallerix.ru

Не меньший хаос царит на картине Адриана ван Остаде «Алхимик». Кажется, что ветхий дом вот-вот развалится: между досками уже давно образовались большие щели, белил на стенах почти не осталось, а небольшой спальный этаж выглядит очень шатко. Женщина на заднем плане склонилась над рубашкой, ребёнок что-то ест, сидя на полу, но алхимик ничего не замечает: он раздувает мехами огонь под бурлящим котелком. Сваленные в кучу горшки, забытая на столе еда, полураскрытая книга на полу говорят о том, что эксперименты длятся не один день, и когда герой найдёт ту самую формулу – не известно никому.

Рембрандт ван Рейн «Фауст», 1652, изображение: ru.wikipedia.org

Изначально полотно Рембрандта называлось «Алхимик у себя в кабинете». Но после того, как картина появилась на обложке «Фауста» Иоганна Гёте, за ней закрепилось новое название.

Опыт этого алхимика, в отличие от экспериментов на полотнах Брейгеля и Остаде, явно прошёл удачно. Чуть ниже окна появился светящийся круг, в центре которого расположены буквы INRI, которые означают «Igne Natura Renovatur Integra», или «Вся природа постоянно обновляется огнём». Возле аббревиатуры находятся латинские буквы, составляющие анаграмму, о значении которой остаётся только догадываться. Справа от светящегося круга можно заметить тень человека в капюшоне, а снизу – руку, указывающую на овальную пластину. Возможно, на ней написан тайный шифр, который алхимику ещё предстоит разгадать.

Автор: Ульяна Сироткина

Оцените статью

Нравится
0
Супер
1
Ух Ты!
0
Сочувствую
0
Возмутительно
0

Написать комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Также интересно

#культур_но

ТАЙНЫ ВРУБЕЛЯ

Михаил Александрович Врубель – художник, который работал почти во всех жанрах изобразительного искусства. В 1880-90е ...